Вчера закончила читать Юрия Жукова «Операция Эрмитаж» - о продаже за границу предметов искусства в 20-30 годы прошлого столетия.
Читала долго, в книге много имен, фактов, документов – приходилось тормозить, чтобы уточнить кто есть кто и почему так непрофессионально, безрассудно и не по-хозяйски продавалось национальное достояние.
То, что новая власть пыталась найти источники финансирования индустриализации страны в том числе и продажей коллекций из всех без исключения музеев страны, собранных из бывших коллекций царской семьи и разоренных коллекций русских собирателей, для меня понятно.
Коллекционирование, помимо радостей созерцания и обладания редким предметом имеет и оборотную сторону - капитализацию вложенных средств.
Естественно, что в период сложившейся после революции разрухи , государство решало свои вопросы, продавая накопленные веками в России раритеты, к сожалению, делая это неумело и не особенно представляя себе ценность, уходящих за границу произведений искусства.
В эпилоге книги перечислены мастера, чьи работы искусствоведы и тогда и в настоящее время называют шедеврами, картины которые навсегда покинули стены Эрмитажа.
Среди Ботичелли, Ван Дейка, Веласкеса, Рафаэля, Рембрандта, Тициана, Рубенса, Ботуса, Веронезе, Пуссена, Тьеполо картины которых хотя бы по одной, а некоторые, к счастью, и в большем количестве остались в коллекции Эрмитажа, есть имя Ван Эйк.
Картин художника Яна ван Эйка было продано за границу три – все что было, и в Эрмитаже не осталось работ этого мастера Северного Возраждения.
Позволю цитату - «…живопись Северного Возрождения, ставшего следствием пробуждения Европы от средневекового застоя, отличается от произведений итальянского Ренессанса. Эта самобытность - результат творческого пути отдельных мастеров, тех, кто задавали тон всему изобразительному искусству той эпохи. Ван Эйк среди таких художников упоминается обычно в первую очередь, возможно, еще и потому, что приемы масляной живописи и состав красок - его изобретение…».
В настоящее время «Благовещение» Ван Эйка - жемчужина в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. А диптих его руки «Распятие и Страшный суд» - украшает стены Метрополитен - музея в Нью-Йорке.
Первым в императорском Эрмитаже появился диптих «Распятие и Страшный суд».
Он был передан в 1845 году по завещанию собирателя, коллекционера и знатока искусства Дмитрия Павловича Татищева – посла России в Италии, Испании и Австрии, племянника Дашковой и Воронцовых. Работу Ван Эйка Татищев приобрел в Испании.
«Благовещение» было приобретено Николаем I в 1850 году у короля Нидерландов.
Американский миллионер Эндрю Меллон, поклонником высокого искусства не был, пополнение своей коллекции полностью доверял экспертам - профессионалам.
Главными принципами собирания были уникальность картины и известное имя мастера.
Интерес для советского правительства Меллон представлял не столько потому, что может заплатить значительную по тем временам и смешную в настоящее время сумму за шедевр («Мадонну Альбу» Рафаэля он приобрел за 1 166 400 долларов), но и тем, что занимал высокую должность в аппарате президента.
Через него удавалось устроить импорт советских природных ресурсов в США на выгодных условиях.
Все три картины Ван Эйка были приобретены для Меллона в 1930 году.
Коллекция американского мультимиллионера ирландского происхождения была так великолепна и велика, что послужила началом создания Национальной галереи искусств в Вашингтоне.
Картины, приобретенные в Эрмитаже, в том числе и работы Ван Эйка входят в ее золотой фонд.
В 1997 году «Благовещение» ненадолго возвращалось в Эрмитаж в рамках серии выставок «Шедевры музеев мира в Эрмитаже».
В настоящее время картин нидерландского художника IV века Яна ван Эйка в российских музеях нет.