Сегодня в ходе экскурсии от Музея деревянного зодчества, наслаждаясь разнообразием стилей строений 19-го века, изучали улицу Кузнецова в Томске .
Дом 20, крепкий деревянный дом с мезонином, в котором жила до революции с родителями будущая муза Анри Матисса - Лидия Делекторская.
Лидия родилась в 1910 году.
Глава семьи имел обширную частную практику как педиатор и семья жила в достатке, в приличном доходном доме купца Акулова.
Ранее улица носила название Черепичная, находилась она недалеко от университета и селились на ней помимо профессоров и преподавателей зажиточные купцы и местная знать.
Спокойная жизнь закончилась в период потрясений революции. Родители умерли от эпидемии холеры и 13 летнюю Лидию тетка увезла в Харбин, где жила большая русская диаспора.
Волею случая после смерти родственницы девушка оказалась в Ницце.
Как и почти все русские эмигранты без средств к существованию и какой- либо профессии.
В помощницы к художнику Матиссу она попала по объявлению, находясь в поисках любой работы.
Случайная встреча русской эмигрантки и гениального мастера положила начало мнголетней привязанности обоих.
В 1932 году ей было 22, ему 63.
Матисс нанял ее в ассистентки на полгода, в помощь для создания Танца ll, заказанного американским миллионером Барнсом.
Порядочность, пунктуальность, аккуратность в ведении дел, которыми обладала Лидия со временем сделали ее незаменимой помощницей в творческих, финансовых, бытовых вопросах сначала Матисса, потом и всей ее семьи.
Для мастера она стала любимой моделью, а когда он заболел терпеливой сиделкой.
Увлеченность Матисса молодой женщиной, конечно, не нравилась ни его жене, ни детям.
Не разводясь, супруги разъехались.
Последние годы жизни Анри Матисс провел с Лидией.
Она навсегда покинула дом великого художника в 1954 году утром, после его смерти, взяв с собой только личные вещи.
Муза и любимая женщина мастера была настолько щепетильна, что принимала от него подарки в виде его работ, только при оформлении расписки, подтверждающей факт дарения.
Обладая после смерти Матисса значительной коллекцией его картин, всю оставшуюся жизнь она собирала его работы.
Ни разу она не продала ни одной его картины или рисунка, хотя сама жила очень скромно.
Лидия Делекторская считалась лучшим знатоком творчества Анри Матисса во всем мире.
Она добилась открытия мемориального музея в Симье, пригороде Ниццы, где он жил и похоронен.
Еще при жизни Матисса в 1945 году Лидия начала передавать работы Матисса в дар Эрмитажу и ГМИ им. Пушкина.
В получении советского гражданства ей было категорически отказано, хотя работы, подаренные музеям имели многомилионную ценность.
Лидия Николаевна закончила свой жизненный путь в Париже в полном одиночестве, передав в музеи все наследие Матисса, принадлежавшее ей.
В возрасте 88 лет она покончила с собой.
Похоронена томская муза гения в Павловске, под Санкт- Петербургом.